История нашего города

История нашего города,очень интересна и разнообразна . У Моздока сравнительно короткая, но довольно богатая и интерес­ная история. Официальное основание города проходило в XVIII в. в сложной политической обстановке.
История нашего города,очень интересна и разнообразна . У Моздока сравнительно короткая, но довольно богатая и интерес­ная история. Официальное основание города проходило в XVIII в. в сложной политической обстановке.

Турция стремилась захватить (при помощи зависимого от нее крымского хана) Кабарду и другие районы Кавказа. Тем самым, она угрожала России с юга. В свгязи с этим в начале 1763 г. правительство Екатерины II  санкционировало постройку на левом берегу Терека, в урочище Мздогу (по-кабардин­ски — «дремучий лес»), крепости. От слова «мздогу» и происходит название крепости — «Моздок». Крепость была призвана служить не только целям военного характера, но и способствовала развитию про­изводительных сил края.

   Значение Моздока возрастало быстро. Через 7 лет, 22 января 1770 г., крепость Моздок была переименована в город Моздок.

Вскоре Моздок стал центром экономической, политической и куль­турной жизни почти всего Северного Кавказа, одним из наиболее крупных населенных пунктов на пути из России на Северный Кавказ и в Закавказье. В 80-х годах XVIII в. между Моздоком и Тифлисом (через основанное в 1784 г. Владикавказское укрепление) была про­ложена шоссейная дорога, названная Военно-Грузинской. Важность значения этой дороги оценил еще К. Маркс. Моздок был маленьким городком, но он стягивал к себе все нити связей России с народами Северного Кавказа, и в этом было его основное значение.

Долгое время, будучи наиболее выдвинутым к Кавказским горам русским форпостом, Моздок стягивал к себе местное население, при­езжавшее сюда с целью торговли и в поисках защиты от притеснения своих князей и мести кровников у себя на родине. По этой причине, в частности, Моздок отличается от других городов Северного Кавказа пестрым национальным составом.

Поданным 1803 г., в Моздоке про­живало 4097 человек (без гарнизонных войск), в том числе, русских — 436, армян — 1411, грузин — 811, осетин — 451, горцев — 429. Население города жило замкнутыми национальными общинами и строго придерживалось своих обычаев. Общины управлялись выбор­ными лицами. Не случайно, что именно в Моздоке в 1764 г. была от­крыта первая школа «для детей осетин и прочих горских народов», а в 1770 г. — первая осетинская типография. В школу принимались дети старшин и городских владельцев. Она просуществовала до 1792 г. Таким образом, во второй половине XVIII в. Моздок стал своего рода центром культуры осетинского народа. В 1774 г. в Моздоке велись переговоры, в результате кото­рых Осетия присоединилась к России.

К концу XVIII в. Моздок стал крупным торговым и администра­тивным городом-крепостью на всей так называемой «Кавказской военной линии» — от Азова до Кизляра. В 1794 г. в городе-крепости насчитывалось 101 торговое заведение.8 Жители казачьих станиц при­возили в Моздок зерно, муку, овощи; осетины — сыр, масло, бурки, скот, шерсть и другие т*овары; народы Дагестана — кустарные изде­лия, фрукты; грузины — фрукты, табак, чай, вино и т. д.

Первая четверть XIX в. является периодом расцвета Моздока. Его торгово-экономическое и культурное значение в это время выходит за пределы Моздокского уезда. Благодаря выгодному географическому положению, он становится одним из главных экономических и поли­тических центров Северного Кавказа. Еще в 1823 г. крепостные кре­стьяне братья Дубинины построили в Моздоке один из первых в мире нефтеперегонных заводов, на котором начали производство керосина из нефти. Деятельность братьев Дубининых не получила нужной под­держки, но завод просуществовал около 20 лет. За это время он дал много тысяч пудов керосина, который вывозили в разные районы Рос­сии и даже до Москвы.

Позднее в Моздоке были построены самые большие для того вре­мени на Северном Кавказе мыловаренный, винокуренный и другие заводы. С 1799 г. широкой известностью среди горцев пользовались моздокские ярмарки, своим существованием подтвердившие капита­листическое влияние на социально-экономическую жизнь населения Кавказа с его патриархально-родовым укладом. На ярмарках можно было встретить русских, грузинских, азербайджанских, армянских и других купцов, торговавших разнообразными промышленными и сельскохозяйственными товарами. Здесь особенно активно, как нигДе на Кавказе, шел торг лошадьми разной породы.

Город, как аванпост на Кавказе, привлекал к себе много передо­вых людей того времени. Здесь проездом останавливались выдающие­ся деятели русской культуры А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лер- < монтов, А. С. Грибоедов и другие. Из моздокской тюрьмы бежал Емельян Пугачев.

Как видно, с Моздоком связаны знаменательные факты из истории и культуры нашей Родины.

Однако период расцвета Моздока был непродолжительным. В связи с прокладкой в 1825 г. более короткого пути из России в Грузию (через станицу Екатериноградскую), то есть в связи с переносом пути с правого берега Терека на левый экономическое значение населенно­го пункта стало падать. Это было вызвано еще и тем, что часть осетин переселилась с гор на равнину, и движение по левобережью Терека стало менее опасным. Изменение направления дорожной магистрали, а следовательно, и экономического положения города в значительной степени подорвало торговлю, некогда являвшую собой гордость Моз­дока. В 1837 г. Моздокский окружной начальник писал, что положе­ние города очень невыгодное, так как «большой тракт, идущий в Тиф­лис, перемещен».

С середины 30-х годов XIX в. Моздок начал постепенно приходить в упадок. В 1835 г. Моздокская крепость была официально упраздне­на. Ее гарнизон был расквартирован в других городах и крепостях Кавказа. В середине XIX в. наблюдается убыль населения города. Некоторое оживление его хозяйственной деятельности наблюдалось в первые годы после отмены крепостного права. Однако в 70-х годах XIX в. Моздоку был нанесен новый экономический удар проведением через Беслан железной дороги Ростов—Владикавказ (1875 г.) и Бе-слан — Петровский. Эти дороги окончательно оставили Моздок в сто­роне от основных грузопотоков. Старые почтовые тракты, проходив­шие здесь, потеряли свое прежнее хозяйственное значение, так как большая часть грузов теперь стала поступать непосредственно на железнодорожные станции (Прохладная и др.)> минуя Моздок.

Жители Моздока встретили первый паровоз лишь в 1913 г. Желез­ная дорога (Прохладная — Моздок — Гудермес) внесла некоторое оживление в жизнь Моздока, но существенно изменить экономику и культуру города она не смогла, так как началась первая мировая война.

В начале XX в. Моздок являл собой рядовой заштатный город Тер­ской области. Перед 1-й мировой войной население города вновь сократилось с 16 456 человек в 1903 г. до 14 655  в 1913 г. 9

К этому времени Моздок потерял значение города и стал числить­ся слободой. Благоустройство дореволюционного Моздока харак­теризовалось как весьма примитивное. Подъезды и улицы города на­ходились в запущенном состоянии. Не было электричества, водопро­вода, канализации, мостовых, тротуаров. Город освещался редкими керосиновыми фонарями. Городской транспорт состоял из нескольких извозчиков. Единственный мост через Терек был в аварийном состоя­нии. Просвещение и здравоохранение были на низком уровне. В горо­де имелись всего одно реальное училище, две церковноприходские школы, один лечебный пункт, два фельдшера. Все они влачили жал­кое существование. Население к помощи медиков обращалось в ис­ключительных случаях. В результате, в городе распространялись раз­ные болезни, особенно — оспа, скарлатина, корь, дифтерия, которые давали высокую смертность.

Дореволюционный Моздок был скучным, серым, малокультурным городом, с наступлением вечера улицы погружались в темноту, везде была грязь. Их благоустройством никто не занимался.

Главными достопримечательностями Моздока были 13 церквей, особенно та из них, в которой хранилась икона Иверской божьей ма­тери, привлекавшая в город тысячи паломников (согласно преданию, икона была подарена осетинскому народу грузинской царицей Тама­рой, женой осетинского царевича Сослана).

Великая Октябрьская социалистическая революция была встрече­на трудящимися Моздока с энтузиазмом. В январе 1918 г. под руко­водством С. М. Кирова в Моздоке состоялся 1-й съезд народов Тер­ской области, который сыграл большую роль в укреплении Советской власти в национальных районах Северного Кавказа. 18 марта 1920 г. Моздок окончательно стал советским. Трудящиеся города взяли власть в свои руки. С этого момента начинается новый этап в истории города. Советская власть открыла новые перспективы в его развитии, изменила облик населенного пункта. В 1923 г, Моздок снова утвер­ждается городом в составе Ставропольского края.

В годы довоенных пятилеток здесь развернулась большая хозяй­ственная деятельность. К 1926 г. промышленное производство было полностью восстановлено. В 1930 г. были построены мост через Терек и узкоколейка, связавшая Моздок с Малгобеком. В 1932 г. в городе было основано РСУ (ремонтно-строительное управление) и построена нефтеналивная эстакада, были реконструированы кирпичные заводы «Маяк» и «Искра», их общая мощность выросла до 30,5 млн. кирпи­чей в год. Мелкие кустари и ремесленники были объединены в про­мысловые кооперативы. Была построена первая небольшая электро­станция мощностью в 100—120 тысяч киловатт-часов электроэнергии в год. Городские улицы получили электрический свет. Быстро рос торговый оборот. Высокими темпами развивалось благоустройство го­рода, расширилась городская роща, открылся стадион. В 1936 г. на месте Алдатовского сквера был и разбит замечательный парк им. Ки­рова, был создан участок озеленения города.

За годы предвоенных пятилеток культурный уровень города за­метно повысился. Был выстроен ряд новых школ, расширилась сеть детских садов, открылись больница на 100 коек и городская поликли­ника. Несмотря на все эти достижения, Моздок в предвоенные годы все еще не достиг уровня промышленного города и культурного центра.

23 августа 1942 г. Моздок был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Оккупация продолжалась четыре месяца. 3 января 1943 г. город был освобожден от врага. За период оккупации Моздок сильно пострадал. Общий ущерб, нанесенный фашистами хозяйству и про­мышленности города, по подсчетам чрезвычайной районной комис­сии, составил более 81 миллиона рублей, в том числе, по жилищно-коммунальному хозяйству — свыше 25,5 млн. рублей.

Послевоенный период Моздока характеризуется быстрым вос­становлением промышленности и городского хозяйства, высокими темпами их дальнейшего развития. Уже в 1943 г. в городе работали все ранее существовавшие предприятия.

В 1944 г. Моздок вошел в состав Северо-Осетинской АССР. Это положительно повлияло на его дальнейшее экономическое и социаль­ное развитие.

В послевоенные годы в Моздоке построен ряд новых важных про­мышленных предприятий: молокозавод, хлебозавод и другие. Эконо­мическая инфраструктура Стала развиваться значительными темпа­ми.

В 1959 г. была создана строительная организация системы «Сель-строй», вырос автотранспорт.

Недалеко от Моздока (в 5—6 км) в 1960 г. прошла трасса Тер-ско-Кумского канала, сооружение которого положительно повлияло на экономику города, так как в нем были размещены предприятия, обеспечивающие строительство канала (ПМК-2 и ПМК-5, автохо­зяйство) .

В 1953 г. Моздок был подключен к государственной кольцевой энергосистеме «Севкавказэнерго». В результате окончательно был решен вопрос снабжения города и района электроэнергией. В 1961 г. город получил природный газ из Ставрополья. Он стал здесь основ­ным видом топлива. Интенсивно расширялись системы водоснабже­ния, канализации и отопления, улучшилось медицинское обслужива­ние населения, больше внимания стало уделяться вопросам развития культуры.

Комментарии (0)

    Новости

    1558091087

    Во Владикавказе обсудили карту локальных культурных брендов

    1558083247

    Осетинские футболисты встретятся с краснодарским «Урожаем»

    1558014463

    Стала известна дата возвращения Мурата Гассиева на ринг

    1558004687

    Уроженца Северной Осетии подозревают в финансовой поддержке террористов

    1557936532

    Осетинский тренер Станислав Черчесов рассказал о подготовке российских футболистов

    1557907584

    Алан Дзагоев рассказал о переговорах по поводу нового контракта

    1557838364

    Из жизни ушла народная артистка Северной Осетии

    1557836399

    Осетинский университет будет сотрудничать с четырьмя испанскими вузами

    1557755087

    В 2018 году глава Осетии заработал почти 34 миллиона рублей

    1557740752

    Светофор не уберёг пожилого москвича от осетинской гимнастки

    Наши авторы

    Сергей Пархисенко

    Сергей Пархисенко

    Не установлено

    Алексей Угаров

    Алексей Угаров

    Не установлено

    Михаил Стеков

    Михаил Стеков

    Должность

    Лена Юсис

    Лена Юсис

    Не установлено

    Сергей Лычак

    Сергей Лычак